Филип Дж. Альтбах — исследователь и основатель, а Ханс де Вит — профессор и директор Центра по изучению международного высшего образования при Бостонском колледже (США). E-mail: altbach@bc.edu, dewitj@bc.edu.
В мире научных публикаций и в целом в мировой системе распространения знаний наступил кризис: ведущие журналы не справляются с потоком посту-пающих на рецензирование статей, выходит слишком много книг и публикаций сомнительного качества, набирают силу недобросовестные издатели, и при этом ученые всего мира находятся под жестким прес-сингом необходимости публиковать все больше научных статей.
Решение авторитетного научного журнала The Review of Higher Education временно не принимать новые статьи, так как отставание от запланированно-го графика по рецензированию и выпуску статей со-ставляет уже два года, вызвало бурю негодования в «Твиттере» и запустило в академическом закулисье дискуссию о будущем научных публикаций в целом и одного из базовых элементов текущей системы — сле-пого рецензирования — в частности.
Эти проблемы стали результатом ряда изменений, которые мировое высшее образование претерпело за последние полвека, в особенности массовизации и распространения национальных и международных университетских рейтингов. С этим связан и социоло-гический феномен изоморфизма: большинству вузов хочется походить на передовые университеты, нахо-дящиеся во главе академической иерархии, из-за чего они начинают активнее заниматься исследованиями.
Наконец, в сфере подготовки аспирантов наблюдается тенденция к отказу от традиционной диссертации и введению вместо нее требования опубликовать в ходе учебы несколько статей в научных журналах по ре-зультатам исследовательской работы, что фактически означает, что ответственность за оценку качества под-готовки аспирантов переносится с аттестационных комиссий университетов на рецензентов и редакторов научных изданий.Ненужная и неработающая система. Наш аргумент прост.
Статей публикуется слишком много потому, что академическая система поощряет ненужные публикации. Нужно ввести ограничения. Снижение числа научных статей и изданий повысит эффективность системы рецензирования, поможет сократить число размножившихся недобросовест-ных изданий и издателей или вообще избавиться от них и, наконец, что самое главное, минимизирует испытываемый учеными стресс из-за того, что им приходится волноваться о количестве публикаций, вместо того чтобы заниматься преподаванием и дру-гими видами работы.
Эрнест Л. Бойер в изданной в 1990 году книге Scholarship Reconsidered: Priorities for the professoriate утверждает, что оценка академической деятельно-сти должна охватывать все аспекты профессии и что подавляющее большинство сотрудников высшей школы нужно оценивать по результатам их препода-вательской работы, а не научной, потому что они не работают в исследовательских университетах. Он пи-шет, что преподаватели должны следить за современ-ными научными тенденциями и за развитием мыс-ли в своих профессиональных областях, но они не обязаны заниматься производством нового знания. Но у тех немногих сотрудников неисследовательских университетов, которые все же хотят заниматься нау-кой и публиковать статьи, должна быть возможность это делать.
Одновременно с признанием второстепенной роли научной работы для большинства сотрудников выс-шей школы должно усилиться понимание и призна-ние важности преподавательской работы. Нужно преодолеть институциональный и индивидуальный изоморфизм. Это непростая задача, но не невозможная при условии использования метода кнута и пря-ника. Большинство вузов, которые не имеют иссле-довательского статуса, должны заниматься в первую очередь обучением, что они, как правило, и делают. Нужно поощрять сотрудников за высококачествен-ную преподавательскую работу и за работу на благо общества и промышленности, но не стоит ожидать от них фундаментальных научных работ.
Немецкая гумбольдтовская модель, которая предполагает, что все университеты занимаются исследованиями, неоправданна и не нужна для поддержания каче-ства образования. Тем не менее университеты при-кладных наук и другие неисследовательские вузы запрашивают научные гранты и требуют права на открытие аспирантских программ, причем многие политики их поддерживают. Количество универси-тетов прикладных наук в Европе и других странах растет, но им не нужно заниматься наукой, пусть лучше они остаются верны своему названию и за-нимаются в первую очередь преподаванием в соче-тании с прикладными исследованиями. Д
Для людей, не стремящихся к научной карьере, альтернативой научной аспирантуре могла бы стать профессио-нальная аспирантура.Мы полагаем, что при условии строгой дифференци-ации и если научные публикации будут требоваться только в исследовательских университетах, качество исследований повысится, а от половины нынешнего количества так называемых научных статей можно будет избавиться.
Источник. Международное высшее образование/№96/Международные проблемы, с.6.
https://ihe.hse.ru/article/view/8783/9307