As noted in the Message of the President to the Kazakhstan citizens, 500 Kazakhstani scientists should train annually in the leading world scientific centers from now. 
President of JSC“National Center of Science and Technical Evaluation” (NCSTE) Adil Ibraev talks on the enhancement of interaction between Kazakhstani scientists and the global scientific community, and on the importance of international assessment.
 
In his address to the nation, Head of the State Kassym-Jomart Tokayev ordered the government to supply 500 scientists with internships at the leading scientific centers in the world. President also requested 1000 scholarships under the program “Zhas Galym” for young scientists to conduct research. This is the right decision if we want development of science in the global trends and adaptation of advanced research methods to national science.  I would also agree with the suggestion of the President to set aside 1% from the subsoil users’ profit for the Research and Development and active participation of large companies and private business in the promotion of science.
 
We are already seeing that collaboration of our scientists with foreign colleagues and distinguished scientific organizations, has enabled Kazakhstan to involve in significant international research, to keep and enhance science schools, and to support local science authority at the international level.     
 
 
Plagiarism of the century
 
High risk of “ideas leak”, industrial intelligence collection by other countries, and consequently, direct threat to national security - are the main arguments for the opponents of foreign evaluation. One example given is the R&D project completed by Kazakhstani researchers, which was supposedly published in a popular science magazine and then stolen by American scientists, which later received a Nobel prize for this project. This incident happened in the 70th of the last century, when the majority of modern Kazakhstan scientists were not born yet or had not wondered about their future professions. Certainly, this case deserves the attention of Kazakhstan science historians, however, it is dubious to use it to criticize the modern system of assessment and evaluation of scientific projects.
 
The modern evaluation procedure is regulated by law and the norms of scientific ethics. Moreover, expertise of secret science and science-technical projects and programs or programmes that are classified “for official use” is performed under compliance with the special requirements of the legislation of the Republic of Kazakhstan, implying in such cases the involvement of only Kazakhstani experts.
 
 
We deny the possibility of scientific collaboration, partnership and interaction in the modern world as a whole, by suspecting invited foreign experts in "industrial espionage" without any proof.
 
For every scientist with authority in the worldwide scientific society, his name is brand, which was formed during his lifetime. In an open world, reputational costs can permanently delete a scientist's name from the list of the scientific experts' community and make him persona non-grata. While our scientists consider this issue as a mythical threat, expert-level scientists in developed countries value their reputation very much and carefully build their professional biography from the very beginning of their career. 
 
Furthermore, many states have very strict punishments for the violation of scientific ethics. In France, for instance, proven cases of stealing ideas can lead to three years in prison and a fine of up to 300 thousand euros. In Japan, copyright infringement can cost up to 10 million yen, in the United States, up to $ 50,000.
 
It is possible to overcome the fears of a potential idea leak. In cases, where the author of a scientific or scientific and technical project is confident in the uniqueness of his developments and the special significance of the proposed technologies for the country, it is necessary to use the legislation on intellectual property, patent law, and propose to classify it “for official use”. Perhaps, it is necessary to introduce a practice when the author, if necessary, notes the risks that may entail the involvement of a foreign expert in the assessment of his project.
Besides, modern competitions of scientific and scientific and technical projects have an imperative to make publication in peer-reviewed magazines. Therefore, scientists have to share their work anyway, and if they do it as soon as, the more secure they will be from “stealing their ideas”. 
The proposal to close all scientific research exclusively on the "national interest" and national expertise essentially means one thing - to insulate Kazakhstani scientists from the world scientific process. The artificial narrowing of the scientific horizon will negatively affect the state of Kazakhstani science as a whole.
Although, certainly, it is necessary to work to ensure that scientific and technical innovative promotions of Kazakhstani scientists contribute to industrial development, the formation of new technologies and sections of the economy. Perhaps, it makes sense to devote a separate competition for scientific and technical projects to such issues, to direct more resources to these scientific areas, to stimulate scientists and heads of organizations of various forms of ownership for scientific research and pre-investment activities. 
 
To attract the best 
 
Returning to our topic, the issue of the difference in wages of domestic and foreign experts is being discussed rather painfully in our scientific community. Yes, indeed, the remuneration of foreign experts is much higher. But in many cases the authority in the international community, scientometric indicators, publication activity and other indicators among foreign experts are also much higher. Databases of experts have been created in all developed countries, and the “hunt” for professionals is going on all over the world. World-class experts can choose which country to work with. The NCSTE policy towards foreign experts is to attract the best specialists. 
 
Currently, 7,500 foreign experts representing OECD countries are registered in the NCSTE database. All experts are published in issues indexed in the international databases Web of Science and Scopus. Kazakhstan attracts foreign scientists to the evaluation according to very high criteria. Candidates must have an academic degree, scientific work experience of at least 5 years, and the Hirsch index of at least 5 over the past 5 years. To evaluate the project of a supervisor with a Hirsch index of 5, an expert must have a Hirsch index of 10. In this case, a thorough check is carried out for the presence of possible interest conflict. 
 
There is no reason to accuse foreign scientists of deliberately underestimating the assessment of Kazakhstani projects. After amendments in the legislative acts that regulate the work of national scientific councils, the difference between the assessments of foreign and domestic experts became minimal. This suggests the conclusion, that previously, taking advantage of the anonymity and secrecy of decision-making in the National science council, our experts showed a certain degree of affiliation and either overestimated or underestimated individual projects. 
 
Foreign expertise of scientific and scientific and technical projects allows us to overcome affiliation, achieve greater objectivity, look at a scientific problem from different points of view.
For Kazakhstan, the special relevance of foreign expertise lies in the fact that we are experiencing a shortage of high level experts , especially in narrow and specific scientific areas. In the Kazakh scientific community, specifically in certain areas of science, everyone knows each other, they have experience of working together, are either colleagues, or partners, or friends, or competitors. It is very difficult to ensure the objectivity of the assessment in such conditions, sometimes it is simply impossible. Moreover, the growth in the number of competitions leads to the sharp increase of applications. In 2017, about 5 thousand applications were submitted, in 2020 it is expected that there will be more than 6 thousand. The number of Kazakhstani experts is already insufficient to process such a large volume of scientific information. 
 
It should be noted that there are challenges in the selection of external experts in humanitarian and social research. Finding a foreign specialist in such scientific fields as Kazakh philology, ethnography, history, frankly, is difficult. In these areas, the main burden, so far, falls on local experts. Even so, there is an increasing interest in humanitarian and social research in the world, particularly when it comes to insufficiently studied aspects. By the way, recently there has been an increase in citations and references in authoritative international databases to Kazakhstani studies in these areas.
 
11.09.2020
585

Как было отмечено в Послании Президента народу Казахстана, отныне 500 казахстанских ученых должны ежегодно стажироваться в ведущих научных центрах мира. Об усилении взаимодействия казахстанских ученых с мировым научным сообществом, а также важности международной оценки рассказывает президент АО «Национальный центр государственной научно-технической экспертизы» (НЦГНТЭ) Адил Ибраев:

- В своем Послании народу Казахстана Глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил Правительству обеспечить стажировку в ведущих научных центрах мира 500 ученых ежегодно, а также предоставлять 1 000 грантов для молодых ученых на исследования по проекту «Жас ғалым». Это правильное решение, если мы хотим добиться того, чтобы отечественная наука развивалась в русле глобальных трендов и перенимала передовые методы исследований. В этом смысле не могу не приветствовать и предложений Президента о направлении одного процента от прибыли недропользователей на НИОКР, активизации участия в развитии науки крупных компаний и частного бизнеса.

Мы уже сейчас наблюдаем, что развитие такого сотрудничества, взаимодействие наших ученых с зарубежными коллегами и авторитетными научными организациями позволили Казахстану участвовать в актуальных международных исследованиях, сохранять и развивать отечественные научные школы, поддерживать авторитет нашего научного сообщества на международной арене.


Плагиат века

Одним из главных аргументов противников зарубежной экспертизы является, по их мнению, высокий риск «утечки идей», промышленная разведка со стороны других государств и, как следствие, прямая угроза национальной безопасности. В качестве примера приводится случай, когда научная разработка казахстанских ученых якобы была опубликована в научно-популярном журнале и украдена американскими учеными, получившими впоследствии Нобелевскую премию. Инцидент этот произошел в 70-х годах прошлого века, когда большинство современных казахстанских ученых еще или не родились, или не задумывались о своей будущей профессии. Он, безусловно, заслуживает внимания историков казахстанской науки, но вряд ли его корректно использовать для критики современной системы оценки и экспертизы научных проектов.

Современная процедура экспертизы регламентирована законом и нормами научной этики. Более того, экспертиза научных и научно-технических проектов и программ, которые содержат сведения, составляющие государственные секреты или проходят под грифом «для служебного пользования», осуществляется с соблюдением особых требований законодательства РК, предполагающих в подобных случаях привлечение только казахстанских экспертов.

Бездоказательно подозревая приглашенных зарубежных экспертов в «промышленном шпионаже», мы отрицаем саму возможность научного сотрудничества, партнерства и взаимодействия в современном мире в целом.

Для каждого ученого, имеющего авторитет в мировом научном сообществе, его имя – это бренд, на формирование которого он потратил всю свою жизнь. В открытом мире репутационные издержки могут навсегда вычеркнуть имя ученого из списка экспертного научного сообщества, сделать его персоной нон-грата. И если для наших ученых это пока кажется мифической угрозой, то в развитых странах ученые экспертного уровня очень дорожат своей репутацией и тщательно выстраивают свою профессиональную биографию с самого начала карьеры.

Более того, во многих странах предусмотрено жесткое наказание за нарушения научной этики. Так, за доказанные случаи воровства идей во Франции может грозить до трех лет лишения свободы и штраф до 300 тысяч евро. В Японии нарушение авторских прав может стоить до 10 миллионов иен, в США – до 50 000 долларов.

Преодолеть страхи из-за возможной утечки идеи можно. В случаях, когда автор научного или научного-технического проекта уверен в уникальности своих разработок и особой значимости предложенных технологий для страны, необходимо использовать законодательство об интеллектуальной собственности, патентное право, предложить придать ему гриф секретности или «для служебного пользования». Возможно, необходимо ввести практику, когда автор в случае необходимости отмечает риски, которые может повлечь привлечение зарубежного эксперта к оценке его проекта.

Кроме того, обязательным условием современных конкурсов научных и научно-технических проектов является наличие научных публикаций в рецензируемых журналах, так что делиться своими наработками ученым все равно придется, и, чем раньше и качественнее они это сделают, тем более надежно обезопасят себя от возможного «воровства идеи».

Предложение же замкнуть все научные исследования исключительно на «национальном интересе» и национальной экспертизе по сути означает одно – оградить казахстанских ученых от мирового научного процесса. Искусственное сужение научного горизонта негативно отразится на состоянии казахстанской науки в целом.

Но работать над тем, чтобы научно-технические инновационные разработки казахстанских ученых способствовали индустриальному развитию, формированию новых технологий и секторов экономики, безусловно, необходимо. Возможно, есть смысл посвятить таким вопросам отдельный конкурс научно-технических проектов, направить на эти научные направления больше ресурсов, стимулировать ученых и руководителей организаций различных форм собственности на научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность.


Привлечь лучших

Возвращаясь к нашей теме, достаточно болезненно в нашем научном сообществе обсуждается вопрос о разнице в оплате труда отечественных и зарубежных экспертов. Да, действительно, оплата зарубежных экспертов на порядок выше. Но в большинстве случаев авторитет в международном сообществе, наукометрические показатели, публикационная активность и другие индикаторы у зарубежных экспертов тоже значительно выше. Во всех развитых странах созданы базы данных экспертов, «охота» за профессионалами идет по всему миру. Эксперты мирового уровня могут выбирать, с какой страной им сотрудничать. Политика НЦГНТЭ в отношении зарубежных экспертов – привлекать самых лучших специалистов.

В настоящее время в базе данных НЦГНТЭ зарегистрировано 7 500 зарубежных экспертов, которые представляют страны, входящие в ОЭСР. Все эксперты публикуются в изданиях, индексируемых в международных базах данных Web of science и Scopus. Критерии, по которым Казахстан привлекает зарубежных ученых к экспертизе, довольно высокие: наличие ученой степени, опыт научной работы не менее 5 лет и индекс Хирша не менее 5 за последние 5 лет. Для оценки проекта научного руководителя с индексом Хирша 5 у эксперта должен быть индекс Хирша 10. При этом в каждом конкретном случае проходит тщательная проверка на наличие возможного конфликта интересов.

Обвинять зарубежных ученых в том, что они специально занижают оценку казахстанских проектов, нет никаких оснований. После внесения изменений в законодательные акты, регламентирующие работу национальных научных советов, разница между оценками зарубежных и отечественных экспертов стала минимальной. Тут скорее напрашивается вывод, что раньше, пользуясь анонимностью и закрытостью принятия решений в ННС, наши эксперты проявляли определенную аффилированность и завышали или занижали оценки отдельных проектов.

Зарубежная экспертиза научных и научно-технических проектов позволяет преодолеть аффилированность, достичь большей объективности, посмотреть на научную проблему с разных точек зрения.

Для Казахстана особая актуальность зарубежной экспертизы заключается в том, что мы испытываем дефицит научных кадров высокого экспертного уровня, особенно по узким и специфическим научным направлениям. В казахстанском научном сообществе, особенно в отдельных направлениях науки, все друг друга знают, имеют опыт совместной работы, являются или коллегами, или партнерами, или друзьями, или конкурентами. Обеспечить объективность экспертизы в таких условиях очень сложно, иногда просто невозможно. Тем более, что в условиях роста количества конкурсов резко возрастает число заявок. В 2017 году было подано около 5 тысяч заявок, в 2020 ожидается, что их будет больше 6 тысяч. Казахстанских экспертов уже сейчас не хватает, чтобы обработать такой большой объем научной информации.

Следует отметить, что есть определенные трудности при подборе зарубежных экспертов по гуманитарным, социологическим, социальным исследованиям. Найти зарубежного специалиста в таких научных направлениях, как казахская филология, этнография, история, прямо скажу, сложно. В этих направлениях основная нагрузка пока ложится на местных экспертов. Но даже при этом в мире наблюдается повышение интереса к гуманитарным, социальным исследованиям, особенно когда речь идет о недостаточно изученных региональных аспектах. Кстати, в последнее время отмечается рост цитирований и ссылок в авторитетных международных базах данных на казахстанские исследования в этих областях.

https://liter.kz/zarubezhnaya-ekspertiza-vazhnyj-faktor-razvitiya-nauki/?fbclid=IwAR1Z8QiHLIF1DaAyurPiz4ozhIkveqWIU-yE7NTyd4mDYQifcgoVQHgKlyo

11.09.2020
355