ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


ИРНAP05133811, Номер госрегистрации0118РК00288

НаименованиеИспользование информационных компьютерных технологии при обучении химии с помощью игрового обучения

Приоритетное направлениеНаучные основы «Мәңгілік ел» (образование XXI века, фундаментальные и прикладные исследования в области гуманитарных наук)

Вид исследованияПрикладное

ЗаявительРеспубликанское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Казахский национальный педагогический университет имени Абая"

Научный руководительАхметов Нурлан Каркенович

Балл ГНТЭ27.67

Общая одобренная сумма22103651


Ожидаемые результаты

Февраль –июнь 2018 г. - Будет произведен сбор и анализ литературы по вопросам игрового обучения химии по Казахстану и за рубежом. Будут определены задачи и распределены функции исполнителей. Будет создана систематизированная информация по вопросам игрового обучения в Казахстане. Будут совершенствоваться имеющиеся и создаваться новые учебные игры. Будет продолжена работа с бакалаврами и магистрами с защитой дипломных и диссертационных работ. Июль – ноябрь 2018 г. Будет проведена закупка технического оборудования. Будет разработан план мероприятий и алгоритм начала их выполнения с внедрением компьютерных технологий в игровое обучение по химии. Будут подобраны и выбраны наиболее требуемые учебные игры по химии для перевода на компьютерный язык и компьютерное обеспечение.


Скачать отчет за 2018 год (Русская версия) Скачать отчет за 2018 год (Казахская версия)

Реферат (Абстракт) - 2018 год

Объект исследования, разработки или проектирования

Объектом исследования является игровое обучение в учебных заведениях и организациях повышения профессиональной квалификации.

Цель работы

Целью работы является синтез, разработанной на кафедре КазНПУ имени Абая теории игрового обучения химии с информационно-компьютерными технологиями, с последующим созданием системы обучающих компьютерных игр по химии.

Методы исследования

В качестве теоретического обоснования проекта используются работы раскрывающие теорию и практику игрового обучения, уже разработанные учебные игры по химии и разработки относящиеся к использованию информационно-компьютерных технологий в игровом обучении.

Полученные результаты и новизна

В качестве конечного результата ожидается получение следующих результатов:отбор и определение учебных игр по химии, на основе которых будут созданы компьютерные программы предназначенные для обучения химии; подготовка школьного электронного учебника по неорганической химии содержащего специально разработанные соответствущие учебные игры; создание банка соответствующих программ обучающих компьютерных игр; доказательство принцпиальной возможности создания учебных обучающих игр по химии с помощью информационно компьютерных технологий;публикация основных полученных результатов.

Основные конструктивные и технико экономические показатели

Ориентировачными базами апробации и внедрения полученных результатов предпологаются средние и высшие учебных заведения в которых ведутся занятия по химии.

Степень внедрения

Степень внедрения. Сданы для публикации 2 статьи в журналах ККСОН, 1 статья в зарубежном рецензируемом журнале.

Область применения

Областью применения полученных реузультатов будут соответствующие направления работы подразделений МОН РК занимающихся обучением учащихся химии, т.е. научно-учебно методическое использование полученных результатов в учебном процессе школ, вузов и других образовательных учреждений.

Скачать отчет за 2019 год (Русская версия)

Реферат (Абстракт) - 2019 год

Объект исследования, разработки или проектирования

Объектом исследования является игровое обучение в учебных заведениях и организациях повышения профессиональной квалификации

Цель работы

Целью работы является синтез, разработанной на кафедре химии КазНПУ имени Абая теории игрового обучения химии с информационно-компьютерными технологиями, с последующим созданием системы обучающих компьютерных игр по химии и биологии

Методы исследования

Научно-методологической основой исследования являются принципы дидактики, в частности касаемой методов обучения, аспекты компьютеризации обучения. В предлагаемом проекте используются следующие методы исследовaния: теоpетические методы исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и моделирование), изучение ноpмaтивныx документов для учителей и методистов, изучение опытa пpеподaвaния учебныx пpедметов в общеобpaзовaтельной школе, эмпиpические (нaблюдение, изучение педaгогического опытa).

Полученные результаты и новизна

Подготовлен перевод соответствующих курсов по химии на игровое обучение. На кафедре химии КазНПУ им. Абая производится перевод на игровое обучение курса «Качественный анализ» [14,с.120,15,с.115] для студентов 2 курса 5В011200-Химия и 5В060600-Химия, спецкурса «Активные методы обучения» для магистрантов 6М011200-Химия и «Инновационные формы обучения химии» для докторантов 7Д011200-Химия. Созданы компьютерные программы для учебных игр по химии «Аналитическое лото» и «Химическая реакция», для обучения химическим свойствам катионов и анионов для двух химических классификаций ионов (кислотно-основной и сероводородной классификации). Данные игры размещены на сайте https: //akhmetovchemicalgame1.netlify.com/ https://akhmetovchemicalgame2.netlify.com/. Апробированы другие компьютерные учебные игры на соответствие их предлагаемым правилам игр и их теоретическому обоснованию. Научная новизна проекта заключается в дальнейшем развитии теории и практики использования игрового обучения в фундаментальных науках химии и биологии, на основе применения информационно-компьютерных технологий.

Основные конструктивные и технико экономические показатели

Социально-экономический эффект будет достигнут благодаря созданию дополнительных рабочих мест для исследования и развития инновационных методов обучения химии в образовательном процессе: 1) Применимость полученных научных результатов. Данную технологию могут использовать в процессе обучения химии преподаватели, магистры, докторанты. 2) Целевые потребители полученных результатов: вузы, колледжи и школы Республики Казахстан. 3) Возможности для прорывных результатов, содержащих риски; влияние на развитие науки и технологий. Будут разработаны учебные компьютерные игры по химии, которые повышают познавательную активность учащихся и будут являться стимулом для заинтересованности студентов в изучении химии. 4) Распространение результатов работ среди потенциальных пользователей, сообщества ученых и широкой общественности. Будут опубликованы результаты исследования в виде научных статей в международных журналах и получены авторские свидетельства на новую технологию обучения. Результаты работы будет оформлены как учебное пособие для студентов, магистрантов и докторантов специализирующих в области химии. Результаты работы будут представлены на международных и республиканских конференциях, синпозимах и конгрессах.

Степень внедрения

Степень внедрения. Опубликованы 10 статей на международных конференциях ближнего зарубежья Украины и России, 1 статья в журнале с базой цитирования Tomson Reuter Web of Science (WoS), 1 статья в журнале ККСОН, 1 статья опубликована и 2 сданы для публикации в журнале с казахстанским импакт-фактором. Издано учебное пособие по игровым методам обучения «Игровое обучение в химическом анализе», а также учебное пособие на английском языке «Game-based learning in chemical qualitative analysis».Получены 5 авторских свидетельства РК по учебным играм и компьютерным программам к ним.

Эффективность

Эффективность от реализации проекта позволит поддержать внутренний и международный авторитет, части разработанного исследования, так как результаты данной работы были представлены в публикациях научных журналах, имеющих импакт-фактор России и других стран. Данный проект позволяет расширить теоретические и научно-практические знания в обучении химии и естественных дисциплин. Применение результатов проекта позволит улучшить качество специалистов и их адаптацию в современным реалиям. Полученные результаты будут представлять несомненный интерес для их патентования и получения авторских свидетельств, что в принципе предусматривает их дальнейшую коммерческую реализацию. В результате данного исследования будут разработаны программы компьютерных игр, связанные с игровым методом обучения химии, которые позволят улучшить качество обучения химии и повысить самостоятельность студентов в овладении химическими навыками. Данные разработки могут быть использованы студентами, магистрантами и преподавателями университета и других учебных заведений. Результаты проекта могут быть реализованы на коммерческой основе всем заинтересованным педагогическим вузам Казахстана и других зарубежных стран СНГ.

Область применения

Областью применения полученных результатов будут учебные организации МОН РК занимающиеся обучением учащихся химии и биологии, т.е. научно-учебно методическое использование полученных результатов в учебном процессе школ, вузов и других образовательных учреждений

Скачать отчет за 2020 год (Русская версия) Скачать отчет за 2020 год (Английская версия)

Реферат (Абстракт) - 2020 год

Объект исследования, разработки или проектирования

Ориентировочными базами апробации и внедрения полученных результатов являлись средние и высшие учебных заведения Республики Казахстан в которых ведутся занятия по химии и биологии.

Цель работы

Практическое подтверждение возможности создания системы обучающих учебных игр в фундаментальных естественных науках, таких как химия и биология, в синтезе с информационно-компьютерными технологиями, широко применяющимися в современном образовании. То есть создание на этой основе базы для повсеместного использования gaming-технологий в обучении.

Методы исследования

Теоритические методы исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнения, абстрагирование, обощение, конкретизация, моделирование), имперические методы (наблюдение, изучение педагогического опыта)

Полученные результаты и новизна

Научная новизна проекта заключается в решении нескольких нерешенных до этого задач. Прежде всего, выстроена и обоснована строгая последовательность создания и внедрения в процесс обучения компьютеризированных учебных игр по химии и биологии. В качестве конечного результата получены следующие важные для теории и практики gaming-технологий результаты.

Основные конструктивные и технико экономические показатели

компьютеризированные учебные игры были объеденены в единый, так называемый банк соответствующих игр. Для этого в КазНПУимени Абая был создан соответствующий сервер. Соответствующий сигнальный сервер развернут по адресу:ws: //*:8081 Внешний адрес: Signalserver.chemicalgames.kaznpu.kz

Степень внедрения

Опубликованы 13статей на международных конференциях ближнего зарубежья Украины и России, 3 статьи в журнале с базой цитирования TomsonReuterWebofScience (WoS), 3 статьи в журнале ККСОН, 3 статьи опубликованы в журнале с казахстанским импакт-фактором, 2 статьи в зарубежных журналах.

Эффективность

эффективность данной методики была подтверждена защитой двух магистерских и одной дипломной работ; получением десяти авторских свидетельств; выпуском трех учебных пособий; электронного учебника и публикацией в журналах с импакт фактором

Область применения

.Областью применения полученных результатов будут учебные организации МОН РК занимающиеся обучением учащихся химии и биологии, т.е. научно-учебное методическое использование полученных результатов в учебном процессе школ, вузов и других образовательных учреждений.